Блог Reshape Analytics

Сбалансированная система показателей как конкурентное преимущество

Сбалансированная система показателей как конкурентное преимущество


«Чтобы быть эффективной, организации необходимо удовлетворять потребности своих клиентов — которые меняются часто и слишком быстро, чтобы компания успевала перестроиться настолько, чтобы удовлетворять эти потребности рационально. К тому времени, как организация реорганизует себя, чтобы оставаться рациональной, потребности ее клиентов могут снова изменяться. В изменяющемся окружении либо потребности будут удовлетворяться, но не слишком рационально, либо организация будет стараться сохранить свою рациональность, отказываясь изменять собственные продукты и услуги — что, конечно, сделает ее рациональной, но, увы — неэффективной» (И. Адизес «Об эффективности, рациональности и их последствиях» | Лучшие книги о бизнесе, Издательство BestBusinessBooks, 15.07.2010).

Для чего нужна сбалансированная система показателей


Что такое Сбалансированная система показателей (далее — ССП) и для чего она бизнесу? ССП и ее главное преимущество — это рациональность и эффективность.


Система построена на работе с ключевыми показателями деятельности и сконцентрирована на основных бизнес-процессах компании:

  • включает в себя внутренние показатели деятельности организации;
  • описывает внешние влияния и воздействия;
  • показывает степень удовлетворенности потребителей;
  • отражает внутренний потенциал и стратегию развития организации (и ее реализацию) в реальном времени.

Почему так важно работать с ключевыми показателями деятельности? Ключевые показатели или индикаторы деятельности — это инструмент измерения степени достижения поставленных целей в разрезе финансов, рынков, процессов, потенциала, затрат на достижение и согласованность стратегии. По сути, если в компании есть принятая стратегия развития, то ССП — это и есть инструмент достижения ее целей! Именно на балансе между эффективностью и рациональностью держится жизнеспособность организации.


Рассмотрим основные преимущества внедрения в вашей компании системы сбалансированных показателей.

  1. Прозрачность значимых участков деятельности компании — то есть степень продвижения к цели и соответствия выбранной стратегии.
  2. Постановка реальных целей, а не результатов.
  3. Оценка степени достижения целей.
  4. Абсолютно точное планирование деятельности.
  5. Стратегическое единство в компании.
  6. Оценка персонала по реальному вкладу в общее дело.
  7. Конкурентное преимущество в области управления издержками.
  8. Своевременное реагирование на внешние изменения.

Идеально работающая ССП — это такая система, в которой сотрудники знают поставленные цели и стратегии бизнеса, а также понимают, на что они могут влиять, что могут и должны контролировать. В таком случае, вся работа компании выстроена в гармоничную и логически обоснованную схему, где каждый сотрудник работает над достижением успеха всей компании. Именно такую Систему сбалансированных показателей, которая будет работать на результат, мы в Reshape Analytics готовы построить для Вас.


Как грамотно построить ССП


Когда в компании есть стратегия, но нет понимания, как ее реализовать, на помощь приходит Сбалансированная система показателей. Однако возникает вопрос — с чего начинать работу по составлению ССП? Расскажем, как это делает наша команда.


Первый этап. Выбор самых значимых стратегических целей, согласованных руководством и отобранных в качестве приоритетных в компании.


Стратегические цели, при включении в ССП, разделяются на четыре проекции:

  • финансы;
  • клиенты;
  • процессы;
  • обучение и развитие.

Иными словами, происходит разработка целей на основе стратегии компании и стратегически значимых факторов. На этом этапе важно полное документирование целей, включенных в ССП. Для каждой цели должны быть указаны исполнители и координатор, отвечающий за организацию действий, обеспечивающих ее достижение.


Второй этап. Разработка стратегической сбалансированной карты целей. На этом этапе важно проанализировать каждую цель и выявить все существенные связи (тут не обойтись без встреч со стейкхолдерами). Кроме того, здесь происходит балансирование целей.


Третий этап. Разработка показателей стратегии. Это один из важнейших этапов. Здесь будут разработаны показатели системы KPI для сотрудников, показатели финансовой оценки компании, эффективности компании, а также аудит бизнес-данных (полнота, качество, актуальность, интегрируемость). Результатом работы должен стать проект панели показателей.


Четвертый этап. Оценка непосредственно значений итоговых показателей, а также анализ факторов, влияющих на них. Более того, моделируются взаимосвязи факторов и показателей, влияющих на цели. Очень важно, что здесь происходит анализ исторических данных и расчет целевых значений в соответствии со стратегией.


Пятый этап. Приоритезация целей, исходя из полученных значений целевых показателей и проведенного анализа факторов, влияющих на них. Важно, что на данном этапе происходит разработка мероприятий, благодаря которым возможно достижение стратегических целей. Результатом этапа должен стать План стратегических мероприятий с предварительной оценкой эффекта.


Таким образом, по итогам проекта мы делаем не только карту Сбалансированной системы показателей, но и оцениваем эффект от ее применения, а также даем рекомендации по конкретным мероприятиям внутри компании, которые помогут достигнуть рассчитанных нами целей.


Команда Reshape Analytics осуществит аналитический консалтинг и максимально точно подберет решение под ваши индивидуальные задачи.


Оставьте заявку на бесплатную консультацию, на которой мы подробно разберем особенности вашего проекта и ответим на все интересующие вопросы и сомнения.