Блог Reshape Analytics

Менеджеры и аналитика

О чем думает наиболее массовый менеджер? Такой менеджер думает о том, за что ему платят зарплату, и о том, как её получить. Если платят за закупки, то о размещении закупок, чем больше закупок – тем лучше. Если за рекламу – чем больше рекламы, особенно такой, чтоб руководство увидело – тем лучше. Вакансию закрыл, функционал реализовал, кредит выдал – молодец!

Относительно зрелый и опытный, чуть более редкий эффективный менеджер чувствует и, возможно, обладает навыками визуализации количественных результатов своего труда. Вот, смотрите – запасы, трафик, штат укомплектован. Табличка, график – не поспоришь…
Существенно реже встречается уверенный менеджер, который может оценить качество своей работы, осознать, что в 99% случаев качество не ограничивается его функцией. Запасы должны быть востребованы, трафик должен быть качественный, нанятый специалист должен выйти на ожидаемый результат, а кредит своевременно погашен. Таким менеджером стать сложнее, ведь нужно уметь коммуницировать, договариваться и работать с обратной связью: закупщику с продажами, маркетологу с владельцем продукта. Всё это очень непросто, диалог не будет клеиться, если они находятся на разном уровне зрелости. Без консенсуса, что продажи влияют на закупки также сильно, как закупки на продажи, дело не пойдет.

Некоторым компаниям повезло, если в них работает анализирующий менеджер. Такой свободно оперирует большими объемами цифр, может докопаться до сути любого сбоя, может ярко обрисовать последствия. К таким прислушиваются, гигантские Excel-таблицы внушают трепет, глубина и скорость ныряния в пучины 1С впечатляет. Это, пишу без какого-либо сарказма, супергерои, на плечах и энтузиазме которых держатся крупные компании. Их энергии хватает, чтоб мотивировать работать программистов, менять бизнес-процессы, проводить раз за разом мини-революции, увеличивать штат. Кстати, бывает, что анализирующий менеджер владеет языком SQL, VBA, тогда и программисты ему не нужны. Незаменимые герои.

Исключительно редкий случай – менеджер оптимизирующий. Он видит компанию как систему, в которой кроется бесконечный запас существенных улучшений. На эти улучшения иногда недостаточно денег, времени и других ресурсов, но вложенные в них усилия дают многократную отдачу, так как меняют не столько «что делается», сколько «как это делается». А главное… такие улучшения, начиная с их инициации, дают почву для переосмысления сложившихся процессов и практик. «Зачем, почему это делается?», и вскрывается столько всего! Оставим за скобками, что таких порой не любят, для некоторых было же все хорошо, работало как обычно. Впутываясь в проекты по оптимизации, эти менеджеры теряют много энергии: надо управлять проектом, быть политиком, гармонизировать проектную команду и функциональные подразделения, отвечать за срывы сроков и сбои, даже если они вне компетенций и полномочий, или вообще не относятся к проекту. Если всё сложится – прорыв, если нет – казнь. Отчаянные ребята.

Написал и понял, да это же пирамида Маслоу:
— массовый менеджер – физиологические потребности: «я закупаю (нанимаю, размещаю…) –значит я существую»
— эффективный менеджер – потребность в безопасности: «запасы (кадры, трафик…) есть – значит я в домике»
— уверенный менеджер – потребность в социализации: «закупки (найм, маркетинг) – это часть чего-то большего»
— анализирующий менеджер – потребность в самоуважении: «качественные закупки (кадры, трафик…) дали моей компании сэкономить (заработать) миллиард»
— оптимизирующий менеджер – потребность в самореализации: «раз мы можем работать качественно лучше, то мы должны так работать».

Но вот, если визуализировать распределение уровней, получится не пирамида, а садовые веерные грабли – верхних уровней достигают не десятки процентов, а единицы.
А вы какой менеджер? И с какими менеджерами вам удалось поработать?