В предыдущей статье мы рассказали, что такое продвинутая аналитика, где она применяется и для чего нужна бизнесу. Сегодня продолжим изучать эту тему и определим — как начать работу с предиктивной аналитикой, готова ли к этому ваша компания и как вообще бизнес-сообщества понимают термин «продвинутая аналитика».
Как понимают продвинутую аналитику
Для начала мы хотели бы поговорить на одну сложную тему и рассказать о ней — это проблема понимания продвинутой аналитики и необходимости ее использования. Многие компании сейчас приходят к осознанию, что им нужна предиктивная аналитика, но не знают, как и с чего начать работу. Однако, наша практика показывает, что большинство российских компаний до сих пор вообще не понимают важности и значения продвинутой аналитика для бизнеса.
Для нас, как аналитиков с большим опытом и стажем, это важная проблема. Мы общаемся со многими аналитиками и иными специалистами из компаний в различных сферах деятельности и пытаемся узнать их уровень развития аналитики. Так, недавно мы проводили интересный опрос, общались с профессиональными аналитиками, и одним из вопросов был: «Что такое продвинутая аналитика, и как вы ее используете в компании?».
Вот, что мы услышали, и к каким выводам мы пришли.
Удивительно, но некоторые из опрошенных, отвечая на вопрос, признались, что-либо не знают, либо никогда не сталкивались с понятием продвинутой аналитики, и никак не используют ее в своей деятельности. При более глубоком анализе, мы, конечно, выясняли, что черты и признаки продвинутой аналитики в их компаниях присутствуют, но при этом они практически не используют инструменты машинного обучения, интеллектуального анализа и иные продвинутые инструменты анализа (например, ограничиваются использованием Excel).
Вот, для примера, некоторые ответы, которые мы получили:
1.
«Аналитика нужна для того, чтобы нормально прийти на общее собрание, чтобы все смотрели одинаковые общие цифры. И в принципе это реализовано уже практически у всех, как правило, в операционных системах».
2.
«Когда я пришел в компанию, здесь была какая-то аналитика и она даже как-то работала, но совсем не так, как должна работать в компании. То есть в разных отделах были разные данные по одним и тем же метрикам, и совещания начинались со споров, у кого данные лучше и правдивее».
3.
«Я не совсем понимаю, что имеется в виду про продвинутого уровня аналитику. Допустим, какие-то простейшие отчеты составить — я наших маркетологов научил. А продвинутая аналитика… Ну, слышал, наверное, но что под этим подразумевается, я совсем не понимаю, если честно. Слышал, видел в некоторых инструментах, но на практике не пользовался. Машинное обучение я приблизительно понимаю, как оно может быть устроено, о чем это, но на практике я не сталкивался, не видел».
4.
«Я, как технический специалист, разделяю задачи по сложности именно технической реализации. Ну, то есть, я читаю задачу в продуктовом бэклоге и, как правило, сходу понимаю, с какими техническими трудностями и моментами мы столкнемся при реализации этой задачи. Опять-таки, как правило, воображаю себе 2−3 варианта решения, примерно представляю сроки и, соответственно, могу сразу же прикинуть, как мы это будем решать и сколько на что уйдет времени. А продвинутая аналитика — я не понимаю этого термина, не сталкивался».
5.
«Для меня аналитика — это вообще широчайшее понятие, которое все целиком работает на то, чтобы выявить проблему, сформулировать ее, набросать альтернативные варианты ее решения, порекомендовать лучший из этих вариантов и объяснить, почему. Вот это все аналитика. Какая из них продвинутая, какая из них — нет, я честно скажу: мне, как практику, вообще все равно».
Мы поняли, что порой даже профессионалы своего дела либо не используют продвинутую аналитику в своей работе, либо не всегда понимают, что это такое и зачем она нужна в компании. Это значит, что вопрос действительно актуальный, поэтому давайте в нем разбираться.
С чего начать
По сути, продвинутой аналитикой можно и нужно считать то, что нельзя решить просто. Продвинутая — значит непростая, с которой не разобраться без специальных знаний, методов и инструментов. Сложность определяет ту грань, которая отделяет обычную аналитику от продвинутой.
С чего нужно начать? В первую очередь, мы советуем определить уровень зрелости аналитики в вашей компании.
Если данные имеют для вас большую ценность, определены роли и ответственные, есть поддержка принятия решения, у вас рассчитывается KPI, производится аналитика причин, данные обрабатываются с целью улучшения бизнес-процессов и доступ к ним имеют пользователи, — все это говорит о том, что проактивную аналитическую фазу можно синтезировать с прогнозной, — ваша компания к этому готова.
Если же вы находитесь на других стадиях развития аналитики, то ее необходимо взращивать с помощью нужных инструментов, компетенций, а иногда — внешней экспертизы. Почему не стыдно обращаться к консалтингу — мы рассказывали в одной из наших статей.
Как все это связано с нами? Дело в том, начинать использовать продвинутую аналитику нужно правильно. Не всегда в самой компании есть такие специалисты с требуемым уровнем квалификации, обладающие нужными знаниями. Мы, как профессионалы в области продвинутой аналитики, можем помочь вам — проведем бесплатную консультацию, на которой подробно расскажем про наш консалтинг, разберем задачи и особенности вашего бизнеса и ответим на все интересующие вас вопросы.