Блог Reshape Analytics
Управление запасами

Управление системой запасов для ТОиР: сложности, особенности и решения

Управление системой запасов для ТОиР: сложности, особенности и решения

Любая техника требует постоянного обслуживания, ведь даже самые современные и надежные детали и компоненты выходят из строя, создавая угрозу простоя или остановки производства. Проблема ремонта и обслуживания актуальна не только на предприятиях, где технический парк морально и физически устарел, но и для новейших производств.

Уменьшить вероятность материально-технических и финансовых потерь можно при правильной организации технического обслуживания и ремонта техники. В статье расскажем, почему важно грамотно управлять ТОиР.

Особенности управления ТОиР


Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс технологических операций и организационных действий по техническому обслуживанию (поддержание работоспособности или исправности объекта) и ремонту (восстановление работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей).

Когда люди прибегают к ТОиР, появляется множество дополнительных факторов, таких, например, как оценка частоты выхода из строя оборудования. Допустим, у нас есть какой-то станок на производстве, и у него есть определенный набор запчастей, которые периодически выходят из строя (например, ремень, прокладки, двигатель, поршень, сверло и т. д.). Понятно, что определенные компоненты выходят из строя чаще, потому что это расходники (например, сверло отрабатывает неделю, а потом его меняют, потому что спустя неделю активной эксплуатации оно затупится, и его невозможно будет использовать). А есть такие критические компоненты, как, например, коленчатый вал или ступица, — они очень редко выходят из строя, но если выходят, то обычно стоят сильно дороже, чем расходники.

Факторы, влияющие на управление запасами для ТОиР


Первый фактор — вероятность выхода из строя


Основная идея прогнозирования ТОиР — необходимость оценивать вероятность выхода из строя того или иного компонента у каждого станка, и исходя из этого определять требуемый объем покрытия на складе.

Для этого нужно ответить на вопрос — как часто выходит из строя та или иная деталь? Обычно есть какой-то ограничительный срок, когда этот станок будет работать (допустим, 10 лет), и остальные части не сломаются. И мы понимаем, что из 100 станков за 10 лет выйдет из строя, возможно, 1 деталь. Поэтому при прогнозировании ТОиР учитывают число поломок того или иного оборудования и, исходя из этого, оценивают вероятность.

Есть 100 станков с разной датой производства (какие-то привезены 5 лет назад, какие-то — 10 лет, какие-то в прошлом году завезли и т. д.). И мы понимаем, что у какой-то партии гарантийный срок заканчивается — то есть компания, которая нам его поставила, уже ничего не гарантирует и в ближайшее время будут более частые поломки. Мы это учитываем, и у нас получается оценка — с какой вероятностью у 100 одинаковых станков (которые мы одинаково закупили приблизительно в одно время), выйдут из строя детали и какие. Например, с вероятностью 0,5% у предприятия выйдет из строя коленчатый вал, 0,5% умножаем на 100 и получаем, что в интервале года у нас 5 коленчатых валов точно сломаются — у 5 из 100 станков. Поэтому нам надо купить 5 запасных деталей плюс 2 как страховой запас на всякий случай, например, если из этих 5-ти какой-то будет неисправен или 6-й сломается и у нас будет страховой запас.

Второй фактор — время поставки


Если мы говорим про работу в Москве или другом городе-миллионнике, куда есть доступ 24/7 в любое время года — то у нас нет необходимости держать на складе огромное количество запасов. То есть мы понимаем, что у нас выйдет из строя определенная деталь, и через месяц нам ее доставят, например, из Китая — и никаких проблем нет! Но бывают удаленные производства, где все намного сложнее. Например, на Севере есть производство, к которому доступ бывает всего лишь 3 месяца в году — зимой, когда замерзает озеро и по нему могут проехать фуры. Поэтому здесь уже накладывается фактор времени, в том числе с учетом форс-мажорных случаев (паводки, сильные морозы, буря и т. д.). И за эти 3 месяца нам надо все спланировать и успеть закупить — мы понимаем, что нам надо 5 коленчатых валов, но вместо 5-ти мы закупаем 10, чтобы гарантированно пережить этот год без простоев в поставках.

Третий фактор — «рациональность-стоимость»


Здесь мы должны оценить, насколько рационально держать определенный дорогостоящий расходник на складе. Допустим, у нас есть станок и мы понимаем, что коленчатый вал на него стоит 1 млн. рублей, купить 10 штук нам выйдет, соответственно, в 10 млн. рублей. То есть компания заработает за год 10 млн. рублей и полностью их направит на закупку этой детали, которая год будет лежать на складе и не будет приносить деньги. Возникает вопрос — зачем нам такие большие деньги инвестировать в эту запчасть? Поэтому очень важно грамотно делать оценку. Серьезные финансовые вложения всегда необходимо обосновывать.

Как происходит обоснование?
Зачастую, необходимо оценить, сколько проходит времени с момента закупки дорогостоящей детали до ее установки. Допустим, сломалась какая-то деталь, и 2 недели станок стоит без дела — то есть он не работает, не приносит деньги. И мы считаем, сколько прибыли мы могли бы получить за эти 2 недели и не получили. Например, 100 тыс. рублей. А деталь при этом стоит 1 млн. рублей. И мы понимаем, что лучше не получить 100 тыс. рублей, зато мы не будем «замораживать» у себя этот 1 млн. рублей, а купим деталь в момент поломки и установим.

Стоит отметить, что, к сожалению, есть ситуации, которые невозможно предугадать и спрогнозировать — форс-мажоры. Например, военные операции, застрявший поперёк Суэцкого канала контейнеровоз, пожары в Якутии и т. д.
Что делать в данном случае? Единственный вариант — заложить это в страховые ситуации на случай срывов поставок и учитывать при планировании запасов.

Зачем автоматизировать управление ТОиР


Есть проблемы, которые так или иначе касаются каждого производства — износ оборудования, пренебрежение нормативной базой, низкий коэффициент использования техники, высокие затраты на ТО и ремонт в соотношении с себестоимостью продукции и т. д. Поэтому грамотное управление ТОиР является одной из важнейших функций предприятия, ведь даже незначительная неисправность оборудования может привести к катастрофическим последствиям.

Автоматизированные решения по управлению системой ТОиР востребованы в различных отраслях экономики и помогают минимизировать риски, продлить срок жизни оборудования и, главное, повысить экономическую эффективность.

Автоматизация ТОиР — необходимый процесс по ряду причин:


1) масштабность — зачастую, компании, которые пользуются системой для ТОиР, имеют большое количество объектов и значительный объем работ. Отследить вручную каждый объект ремонта бывает очень трудно;

2) учет данных — очень многие компании до сих пор ведет учет с помощью устаревших программ, Excel-таблиц или вообще вручную в записях. Это неизбежно будет приводить к потере данных и снижению скорости обработки информации;

3) ответственность — данные предприятия, в большинстве случаев, несут высокую ответственность за оборудование, детали, работающих с ТОиР людей и т. д., поэтому очень важно детально следить за всем этим комплексно, при этом уменьшая вероятность человеческих ошибок — автоматизация дает такую возможность;

4) коммуникации — во многих случаях, высокая загруженность сотрудников основной деятельностью и сложность коммуникаций приводят к снижению оперативности и производительности труда.

Таким образом, грамотная автоматизация процессов ТОиР на предприятиях всех отраслей ведет к снижению рисков и помогает повысить экономическую эффективность.

Автоматизация ТОиР — это просто!


Как мы уже выяснили, грамотно и оптимально автоматизировать систему управления ТОиР очень важно для любого производства. Осуществить данный процесс можно на любом предприятии любого уровня сложности, причем сделать это легко и с минимальными трудозатратами. Решением является внедрение разработанного нашей командой инструмента — Reshape MRO Controller.

Что это за система?


Reshape MRO Controller — это комплексное аналитическое решение для планирования, контроля и повышения эффективности управления запасами для ТОиР. Решение позволяет построить целостное представление об эффективности управления запасами ТОиР и необходимых мерах для ее повышения:

1) восстановление и анализ полного жизненного цикла закупок ТОиР на максимально детальном уровне;

2) классификация материалов и точек потребления по принципам управления запасами;

3) динамический анализ структуры запасов, выявление аномалий и неэффективности в управлении, оценка их влияния на излишки и дефициты;

4) анализ логистических рисков и логистических затрат;

5) формирование рекомендаций по целевым запасам (включая страховой) и закупкам на основе статистического прогнозирования.


Плюсы внедрения системы Reshape MRO Controller:


  • более грамотное распределение бюджета, увеличение эффективности использования денежных средств, открытость, прозрачность и обоснованность затрат в части ТОиР

  • упрощение ведения статистики, контроля и учета работы сотрудников, приведение в порядок технической документации;

  • возможность более эффективного контроля работоспособности и ремонта оборудования, увеличение отдачи оборудования

  • достоверность информации, возможность мгновенно скорректировать планы и отследить складские запасы

Важно отметить, что система Reshape MRO Controller основана на библиотеке инструментов Loginom — low-code платформы, что обеспечивает доступность для пошагового внедрения и не требует навыков программирования.

Эффект от внедрения Reshape MRO Controller


  • Снижение затрат на обслуживание техники и инструментов.

  • Увеличение прибыли предприятия за счет эффективного использования активов.

  • Снижение количества неисправного оборудования.

  • Сокращение времени сверхурочной и аварийной работы и уменьшение затрат на дополнительную оплату труда.

Чтобы узнать подробнее о всех возможностях аналитической системы, оставьте заявку на бесплатную консультацию, на которой мы подробно разберем задачи и особенности вашего проекта и ответим на все интересующие Вас вопросы.