Блог Reshape Analytics
Управление запасами

Зачем аналитика в управлении запасами

Зачем аналитика в управлении запасами


В основе принятия грамотных управленческих решений всегда стоят аналитика и прогнозирование. Они являются отправной точкой для формирования и оптимизации всех процессов, в том числе выстраивания системы управления запасами. Зачем же нужна аналитика в управлении запасами, каковы основные методы анализа и есть ли пути упрощения процесса?

Системное противоречие


Управляя запасами, приходится всегда решать задачу поиска компромисса между тремя полюсами:

1. Соответствие запросам потребителей и поддержание уровня сервиса


Проблема состоит в том, что бизнес сейчас находится в очень конкурентном окружении, у потребителя есть широчайший выбор. Не найдя в наличии желаемый товар, столкнувшись с пустой полкой или плохим сервисом, человек разворачивается и уходит. А в его лице теряется лояльный покупатель и деньги, инвестированные в маркетинг с целью его привлечения. Это вынуждает все больше и больше ресурсов инвестировать в широкий ассортимент и запасы фигурально на расстоянии вытянутой руки от клиента.


2. Использование активов

Происходит “заморозка” капитала: деньги, вложенные в приобретение ненужного или излишнего товара, могли быть использованы на развитие бизнеса или оставлены на депозите для получения дополнительного дохода, вместо этого зачастую эти излишки просто ждут списания по мере истечения срока годности или морального устаревания. 

3. Стоимость логистики и внутренняя эффективность

Склад, логистические мощности и ресурсы компаниям обходятся тоже не бесплатно: каждая хранимая и транспортируемая единица стоят денег, как и само поддержание функционирования складских площадей и мощностей, будь они забиты битком или совершенно пусты - это тоже надо брать в расчет.

Аналитика управления запасами позволяет находить компромисс между всеми тремя противоречиями, не случайным образом и не замыкаясь на компетенциях конкретного человека, а учитывая особенности ассортимента, логистики, и бизнеса в целом. В результате аналитики достигается улучшение показателей: 
  • повышение оборачиваемости
  • увеличение уровня сервиса
  • снижение затрат на логистику. 

Особенности управления запасами


1. Стратегия цепи поставок


Управление запасами - сложный и многоуровневый процесс. Как и любая компания начинается со стратегического планирования, так и управление запасами должно начинаться с определения стратегии цепи поставок - это набор целей, политик и решений, приводящих цепь поставок в соответствие с миссией организации. Почему это так важно? Цепи поставок помогают создавать конкурентные преимущества, связывая операционную модель (ресурсы, технологии, процессы) с бизнес-моделью (конечные потребители, ценностное предложение, финансовая перспектива).

2. Алгоритм работы цепи поставок


После определения стратегии компания должна провести анализ ассортимента, анализ способа обработки и анализ товарных запасов, то есть построить алгоритм работы цепи поставок товаров. Самое интересное, что для каждого конкретного продукта или линейки продуктов в компании может быть своя уникальная цепочка поставок. Чем больше в вашей компании продуктов, тем большее количество цепочек поставок будет у вас и вашей команды менеджеров в управлении. Каждое звено связано между собой в определенной последовательности, именно поэтому алгоритм очень важен.

Другими словами, если будет разорвано одно звено цепи, то сразу разорвана вся цепь. И пока мы не восстановим разорванное звено, цепь не начнет работать.

3. Распределительная логистика


Третьим завершающим аспектом в управлении запасами является налаживание распределительной логистики, которая включает в себя распределительные центры, склады и прочее. Основная ее цель — обеспечить доставку товаров в нужное место и в нужное время с минимальными затратами: начиная от своевременной доставки товара потребителю до готовности поставщика к быстрой замене дефектных изделий. Поэтому данный этап также является одним из самых важных для поддержания конкурентоспособности компании.

Таким образом, можно сказать, что аналитика в управлении запасами помогает менеджменту повышать качество и скорость принимаемых операционных решений, способствует росту и развитию компании. 

Аналитические методы систематизации многономенклатурной продукции


Так как большинство компаний работают далеко не с одним товаром и даже не с одной номенклатурной группой, отдельного внимания заслуживают аналитические методы систематизации многономенклатурной продукции. Кратко рассмотрим каждый из них.

ABC-анализ 

В основе метода лежит принцип Парето: «20 % усилий дают 80 % результата». Товары делят на 3 группы по уровню прибыльности: наиболее ценные позиции, промежуточные и наименее ценные. Надёжный контроль 20 % ценных позиций позволяет на 80% контролировать всю систему. Задача компании - разделение товары на группы так, чтобы понять, какие товары входят в эти 20%.

XYZ-анализ

Суть метода - разделение всего ассортимента на группы в зависимости от стабильности продаж: товары с устойчивым спросом, непостоянным или случайным. Задача компании - выдерживать здоровый баланс между обилием выбора для клиентов и убытками для компании вследствие продажи разнообразного неходового товара.

ABC-XYZ-анализ

Данный анализ включает в себя оба метода и применяется при комплексном анализе управления товарными ресурсами, разделяя товары на большее количество групп. Метод позволяет выявить те товары, которые не только хорошо продаются, но и приносят наибольшую прибыль.



Как упростить процесс управления запасами?


Мы выяснили, что процесс управления запасами - необходимый, но сложный и трудоемкий процесс. К счастью, на смену электронным таблицам и ручному учету пришли современные программные системы, автоматизирующие рутинные операции и не допускающие ошибки, связанные с человеческим фактором. 

Команда Reshape Analytics разработала коробочное решение Loginom Demand Planning - уникальную библиотеку подмоделей на low-code платформе Loginom, специально для решения задач по прогнозированию спроса и оптимизации запасов. Loginom Demand Planning с помощью автоматизированной аналитики многочисленных данных помогает выстраивать стратегию развития, а также принимать обоснованные управленческие решения. В результате бизнес получает измеримые результаты: рост оборачиваемости и выручки, доступность товаров на полке, сокращение запасов, а также улучшение важнейших показателей.


Оставьте заявку на бесплатную консультацию, на которой мы подробно разберем задачи и особенности вашего проекта, ответим на все интересующие вопросы и сомнения, а также подберем оптимальное решение для ваших задач.